22 декабря на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Пугачева Саратовской области имени Т.Г. Мазура» прошел районный семинар учителей начальных классов по теме «Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития учащихся начальной школы».
Педагоги показали на практике, как можно работать над формированием нравственно — этических качеств личности, используя разнообразные средства воспитания. На уроке литературного чтения в 3 классе (Ш. Перро «Подарки феи») учитель начальных классов Е.М. Васильева наглядно продемонстрировала использование художественных средств воспитания, доказала их эффективность при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания школьников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Использование этого средства на уроке окружающего мира в 1 классе показала Н.Г. Токарева (тема урока «Кто такие птицы»).
При воспитании навыка нравственного поведения особая роль отводится собственной деятельности детей. Игра, труд, учение, художественная деятельность выполняют функции средств воспитания. Их умело продемонстрировали во внеклассной работе Н.Н.Зякина (классный час во 2 классе по теме «Подари радость») и И.К. Кузнецова (классный час в 3 классе по теме «Дорогою добра»).
Общение, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали, воспитании чувств и отношений. Опытом работы в данном направлении поделилась с коллегами Е.М. Сорокина. Участникам семинара было предложено посетить занятие кружка во 2 классе «Праздники, традиции и ремесла народов России». И.В. Пантелеева дала мастер-класс по проведению родительского собрания по теме «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Подводя итоги, участники семинара пришли к общему мнению: «Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей».
С.А. Звездина, ведущий методист МУ МЦ